МАДОУ Детский сад № 2 "Солнышко"

городской  округ Сухой Лог

 

Развитие тактильного восприятия у детей с ОВЗ.

Игры и упражнения.

                                                          

Тактильные ощущения одна из форм общения ребенка  с окружающим миром. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения ребёнка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.

       С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

  • лепка из глины, пластилина, теста;

  • аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

  • аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);конструирование из бумаги (оригами);

  • макраме (плетение из ниток, веревок);

  • рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»; 

  •  игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);  собирание пазлов;

  • сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

            Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

            Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. Известно, что почти 18 % тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

           Для развития тактильной чувствительности у детей с ОВЗ необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

 

                             

 

Для развития осязания могут быть использованы различные

упражнения и дидактические игры:

1.     Предложить детям (в условиях «выключенного зрения») разложить разные коробки смешанные вместе круги, квадраты.

2.     Сортировать различные предметы: бусы, камешки, ракушки, жёлуди и т. п. Сортировать можно и фишки разных мозаик, для чего надо смешать их, а затем разложить по величине или по форме.

3.     Большие возможности для развития осязания таятся в игре «Чудесный мешочек». Мешочек комплектуется различными небольшими предметами. В зависимости от дидактических задач игра может проводиться по – разному: ребёнок может достать названный предмет или отобрать предметы по указанному признаку (по форме, материалу, величине и т. д.)

4.     Для выработки умения осязательно различать предметы, мало отличающиеся между собой по величине, используются упражнения на собирание пирамидок, игры с вкладышами.

5.     Игра «Почтовый ящик». Методика проведения игры: обследуется ящик, в крышке которого имеются отверстия разной формы и величины. К ящику прилагается набор объёмных фигур. От ребёнка требуется взять из набора фигуру, обследовать её, затем найти в крышке ящика соответствующее по форме и величине отверстие и опустить в него фигуру. Упражнение, несложное для выполнения зрительным путём, становится достаточно трудным, когда задача решается с помощью осязания (на глаза надевается плотная марлевая повязка или тёмные очки).

6.     Для развития осязательной чувствительности надо уделять особое внимание знакомству и распознаванию поверхностей с различными фактурами: гладкие, шершавые, ворсистые и др. Для этого используются наборы тканей, различных сортов бумаги, наборы, включающие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы и других металлов. Можно подобрать материалы со свойствами: мягкий – твёрдый – упругий; тяжёлый – лёгкий, холодный – тёплый. Обследуемые материалы необходимо сочетать с характеристикой их фактуры (металл – гладкий и холодный, дерево – тёплое и немного шероховатое и т. д.)

7.     Развитию осязания способствуют игры типа: «Где детки этой ветки?» (игра проводится в осеннее время, когда можно собрать плоды и листья деревьев: ветки орешника и орехи, ветки дуба и жёлуди, ветки рябины и её плоды, ветки сосны и шишки, ветки калины и её ягода); игра «Что лишнее?» и др.

8.     Определение породы дерева по характеру коры (бугристая, твёрдая кора с рытвинами у дуба, атласная, нежная – у берёзы и т. д.)

9.     Важно проводить с детьми игры, направленные на анализ осязательных признаков: «Чем отличается резиновый мяч от клубка шерсти, стеклянного шарика?», «Что шероховато?», «Что гладко?», «Какой ковёр?» и т. д.

 

Дата последнего обновления страницы 19.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»